К спецтехнике принято относить технические средства, предназначенные для выполнения тех или иных специфических функций. Например, ломовозы используют для сбора и перевозки металлолома, различные виды кранов – для поднятия и перемещения грузов, экскаваторы – для земляных работ и т. д. Прицепы и полуприцепы также являются разновидностью спецтехники. Это безмоторные транспортные средства, оснащённые собственной тормозной системой, назначение которых - транспортировка различных категорий грузов. Данный вид спецтехники может представлять собой двухосные и многоосные конструкции, грузоподъёмность которых способна достигать 50 тонн. Включенные в состав автопоездов они позволяют многократно повысить эффективность перевозок по сравнению с обычным грузовым транспортом.
По типу кузова они бывают четырёх основных видов:
Бортовые прицепы являются наиболее распространённым типом общего назначения, пригодным для транспортировки большинства разновидностей твёрдых грузов стандартных габаритов, не требующих специальных температурных условий. Как видно из названия, они оснащены бортами по бокам. Бортовые модели могут в свою очередь быть открытыми либо тентованными.
Самосвалы предназначаются для перевозки сыпучих материалов. Как правило, используются в строительстве. Автоцистерны необходимы для транспортировки жидкостей, в том числе, горючих и взрывоопасных веществ. Особенности их конструкции зависят от конкретного назначения. Разные модели могут иметь один или несколько отсеков. Платформы используются для перевозки разных видов грузов, в том числе, негабаритных.
Кроме прицепов общего назначения существует ряд специальных безмоторных транспортных средств более узкого применения. К ним относятся:
Прицепы могут присоединяться непосредственно к тягачу (а полуприцепу он необходим ещё и в качестве опоры). В тех же случаях, когда они сцепляются с грузовым автомобилем, имеющим собственный кузов на одной с ним раме (например, с автоцистерной или контейнеровозом), получается состав, именуемый автопоездом.